Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN

Курская городская организация Курской областной
организации Профессионального союза
работников народного образования и науки РФ

Курская городская организация Общероссийского
Профсоюза образования

МЕНЮ

 

В конце марта - начале апреля 2020 года лаборатория медиакоммуникаций в образовании Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" при поддержке Общероссийского Профсоюза образования, издательского дома "Комсомольская правда", интернет-издания для директоров школ "Директория.Онлайн" и управления общего образования НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Институтом образования НИУ ВШЭ провели масштабное социологическое исследование о проблемах перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей.

Были опрошены 22600 учителей из 73 регионов страны.

- Мы хотели выявить основные трудности, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат обучения, - рассказывает руководитель исследовательской группы, заместитель заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Дарья Сапрыкина.

Ситуация оказалась более оптимистичной, чем её представляли в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.

Про использование онлайн-платформ

64% опрошенных учителей до перехода на дистанционное обучение пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном для отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий.

В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%.

74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.

Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник. Причём, Учи.ру – наиболее популярна в небольших городах и в сельской местности. А Российская электронная школа – в городах-миллионниках.

При этом чаще всего учителя сами подбирают удобную для себя и учеников онлайн-платформу. Либо же централизованно выбирают одну или несколько платформ всей школой.

Учителя, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами, которые есть у учеников: "У большинства детей в моём классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих". Или тем, что у них самих отсутствует необходимая техника: "У меня дома один ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса".

Те же, кто регулярно ведёт дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют:

  • сложность в подключении всех детей к видеотрансляции;

  • перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки;

  • отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.

Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в городах с населением 250 тысяч человек.

В зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.

Наиболее продвинутым регионом, судя по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионах страны. В Якутии 61% учителей проводят видеоуроки. При этом средний показатель по России - 25%.

Про нагрузку учителей

84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение.

59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей.

С чем это связано? Конечно, в первую очередь, с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. А во вторую, с тем, что далеко не все из них знают или умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы.

Например, 13% учителей не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов.

75% опрошенных учителей вообще не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения.

Дистант, но не полный

Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. Но при этом далеко не все из них в курсе всех возможностей, которые им таким образом предоставляются.

- Всё очень просто, - комментирует заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус. – Многие учителя говорят, что размещают домашние задания в электронном дневнике, ученики самостоятельно изучают тему. А потом по электронной почте присылают выполненные задания, либо же их передают по почте или в мессенджерах родители. Такую своеобразную форму прохождения учебного материала педагоги тоже считают работой в дистанте. В чём тут проблема? - Ученики не получают обратную связь, и большая часть освоения детьми школьной программы ложится на родителей. Однако, тут трудно обвинять учителей в том, что они сами не ведут видеоуроки и не общаются напрямую с учениками в онлайн. Во многих регионах, особенно в сельской местности, нет для этого технической возможности – не хватает скорости интернета, устойчивости канала, техники, способной обеспечить работу с видео.

Про оснащение техникой

И всё же ситуация с обеспеченностью техникой учителей не критичная.

84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.

Ученики, по мнению учителей, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.

Какие ещё проблемы отмечают учителя?

  • Не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удалённого обучения занятия по этим предметам отменили. И учителя беспокоятся, сохранится ли за ними полагающаяся зарплата.

  • Нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Институтом образования НИУ ВШЭ проводится комплексный мониторинг процесса организации образования в условиях пандемии. Результаты исследования, проведённого лабораторией медиакоммуникаций в образовании, подтверждаются и данными из других источников, - считает директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. – В более сложной ситуации оказались дети, проживающие в сельской местности, и многодетные семьи. Явно видны межрегиональные различия при организации дистанционного обучения. Но примерно с такими же ситуациями сейчас столкнулись и в других странах. Надеюсь, что сходство выявленных проблем приведёт к тому, что будут быстрее распространяться решения, показавшие свою эффективность. Например, предоставление гаджетов малообеспеченным семьям, поддержка, в том числе и консультационная поддержка, семей, которые испытывают трудности при обучении детей в дистанционном формате.

Кто на сайте

Сейчас на сайте 23 гостя и нет пользователей

Авторские права

© 2025 КУРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Все права защищены.
Joomla! CMS - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
Яндекс.Метрика